Hauptmenü

Российская пенсия и социальные пособия. Теория и практика

В последнее время много написано о том, как получаемая в Российской Федерации пенсия учитывается при начислении социального пособия (Grundsicherung im Alter).

Учитывая тот факт, что российская пенсия является доходом, можно понять аргументацию социальных служб, когда они требуют возврата социальных пособий за время получения российских пенсий. С точки зрения Sozialamt`а , пенсионер скрыл свой доход и соответственно должен вернуть переплаченное ему социальное пособие.

В понимании многих пенсионеров Sozialamt имеет право требовать возврат переплаченного пособия только за последние три года. Это не совсем так. Sozialamt использует для обоснования своего требования о возврате переплаченной социальной помощи нормы закона, которые позволяют практически бессрочно требовать возврата переплаченных денег. Такой нормой является § 45 Десятой книги Социальной кодекса (§ 45 SGB X).

В том случае, если получатель социальной помощи намеренно или по "грубой неосторожности" скрыл от социальных служб существование дохода, срок его возврата составляет 10 лет. Если же получатель социальной помощи и по сей день получает пенсию (а это на практике – большинство получателей социальной помощи), то не существует даже срока в 10 лет. Таким образом, Sozialamt имеет возможность требовать возврата переплаченного социального пособия с момента начала выплаты социальной помощи. Многие социальные службы не останавливаются даже на 2005 годе, когда произошла реформа социального законодательства, а требуют возврата социального пособия с момента первой социальной выплаты.

Как можно представить, суммы требований порой достигают 10 тысяч евро и более.

Возникает вопрос, каким образом Sozialamt намерен получить обратно переплаченные деньги. Один из вариантов - вызов получателя социального пособия в социальную службу, где ему предлагают добровольно согласиться на сокращение социального пособия на ту или иную сумму, пока долг не будет выплачен. Второй вариант - принятие письменного решения о удержании той или иной суммы с ежемесячного социального пособия в счёт долга.

На практике предлагаемые или устанавливаемые Sozialamt`ом суммы ежемесячной выплаты составляют от 50,00 до 120,00 евро в месяц. Так как это – большая часть социального пособия, от которой получатель социальной помощи не может просто так отказаться, тем более на длительный срок, встаёт вопрос: имеет ли Sozialamt право на такое решение. Для этого стоит сначала разобраться, какими нормами закона руководствуется социальное ведомство при вынесении такого решения.

В законе действительно существует норма (§ 26 SGB XII), позволяющая ведомству сокращать ежемесячные социальные выплаты в случае переплаты социальной помощи. К сожалению, в законе, не прописана граница этого минимума. Социальные службы очень часто сообщают, что они имеют право уменьшать социальное пособие от 20 до 30 % от начального размера пособия (без учета выплат на квартиру). Однако таких норм в законе не существует. Особенно остро встал этот вопрос после того как Конституционный суд,  рассматривая дело о размере пособий, выплачиваемых беженцам и людям, к ним приравненных, обратил внимание на то, что существующие социальные нормы и так являются абсолютным минимумом, обеспечивающим достойное существование их получателей. Этот минимум должен выплачиваться в любом случае (Bundesverfassungsgericht, Az: 1 BvL 10/10). Указывая на это решение Конституционного суда, можно требовать значительного уменьшения ежемесячно изымаемой суммы.

Кроме решения Конституционного суда о недопустимости сокращения государственной помощи ниже прожиточного минимума, следует указать социальному ведомству и на то, что при принятии решения  должна учитываться также и конкретная ситуация получателя социальной помощи.

В § 26 SGB XII чётко прописано, что удержание денег недопустимо, если таким образом подвергаются опасности выплаты, необходимые для поддержания здоровья.

В этом параграфе также указывается на то, что нельзя допускать, чтобы живущие вместе с наказанным получателем социальным помощи под действия введённых ограничений подпадали члены его семьи.

Если наказываемый получатель социальной помощи живёт не один, то его семья будет страдать от урезанной выплаты социального пособия. Это объясняется тем, что социальные пособия живущих под одной крышей членов семьи меньше пособий одиноких получателей пособия, так как люди, живущие под одной крышей, как правило, ведут совместное хозяйство и, таким образом, имеют меньше жизненных расходов, чем отдельно живущий человек. Любые сокращения социальных выплат одному члену семьи, таким образом, влияют на жизненный уровень других членов семьи, что по закону недопустимо.

Очень важно знать, что происходящее уменьшение социального минимума в счёт имеющегося долга не может быть бесконечным. Согласно § 26 SGB XII, такое уменьшение прожиточного минимума может производиться максимально на протяжении трёх лет.

Что же происходит с невыплаченным остатком долга после трёх лет принудительного сокращения социального пособия? По закону, социальное ведомство, не имеющее больше право получать этот долг путём удержания из социального пособия, имеет право получить долг другими способами. Некоторые социальные ведомства высылают на дом к должникам приставов сцелью выяснить – имеется ли у должников какое-либо имущество, реализовав которое можно будет рассчитаться с долгами. Так как у получателя социальной помощи такого имущество, как правило, нет, единственный и на практике уже применяемый вариант – это арест его сберегательного счета в банке. Некоторое время назад были отменены ограничения, по которым находящаяся на счету или поступающая на счёт социальная помощь не могла быть арестована из-за долга. Если Вы не являетесь обладателем специального, защищённого от ареста счёта (Pfändungsschutzkonto или P-Konto), то даже деньги от Sozialamt`a могут быть арестованы в счёт долга и отданы тому же Sozialamt`y. Ситуация парадоксальная, но отвечающая нормам закона. Людям, у которых есть долги, рекомендуется открывать защищённый от ареста счёт (P-Konto).

Этот счёт может быть открыт только на одного человека, то есть не на мужа и жену совместно, как это происходит у большинства семей. Если над Вами нависла реальная угроза ареста счёта, или счёт уже арестован, то нужно знать, что на этом P-Konto  может храниться сумма не более 1.045,00 евро. Если эта сумма будет превышена, то разница между защищённой суммой и суммой, её превышающей, будет арестована.

Особенная проблема в этой связи может возникнуть в том случае, если Российский пенсионный фонд переводит пенсию не ежемесячно, а раз в квартал. В таком случае может случиться, что в конце квартала на счёт может прийти сумма, превышающая 1.045,00 евро, и превышение может быть арестована.

Как видите, трудно предусмотреть все возможные варианты развития событий в случае установления Sozialamt`ом долга в связи с выплатом российской пенсии. На практике наилучшем вариантом является немедленное опротестование документа с требованием возврата российской пенсии и о сокращении ежемесячной выплаты в связи с появившимся долгом.

С решениями социального ведомства можно успешно бороться, указывая на недопустимость понижения социального минимума. Тут следует знать, что в случае опротестования решения, вынесенного социальной службой, дело передаётся в юридический отдел города, с которым есть возможность найти общий язык и заключить приемлемое для получателя социальной помощи соглашение. Такая практика уже существует с некоторыми Sozialamt`ами.

Помните, что срок обжалования решений социальных ведомств составляет один месяц с момента получения обжалуемого документа. Я рекомендую обращаться в подобных случаях к адвокатам, тем более что получателю социальной помощи в большинстве случаев работа адвоката может быть оплачена государством.

В связи с тем, что Sozialamt не может до бесконечности уменьшать социальные выплаты из-за возникшего долга, я не рекомендую заключать соглашение с  социальными ведомствами на добровольной основе. В этих предлагаемых Sozialamt`ом соглашениях, как правило, не прописана длительность добровольной выплаты и, тем более, не установлено, что же произойдёт с остатком долга, если добровольная выплата будет прекращена. На практике это может привести к тому, что получатель социальной помощи сначала будет выплачивать долг добровольно, а потом, прекратив добровольные выплаты, получит сообщение о принудительном уменьшении социальных выплат. Если сотрудник социального ведомства всё же настойчиво требует от Вас расписаться под составленным им добровольным соглашением, то вежливо попросите его, чтобы он принял решение и в установленной форме прислал его Вам домой. Вы можете сообщить ему о том, что Вы хотите изучить его решение, так как Вам очень трудно сразу понять предлагаемое Вам решение. А затем, уже в спокойной обстановке, Вы можете принять своё решение и обжаловать документ или согласиться с ним.

Как видите, проблемы учёта российской пенсии при получении немецкого социального пособия и особенно требования возврата социальных пособий из-за получаемой в прошлом российской пенсии, чрезвычайно многогранны. Из-за практического отсутствия судебных решений по этому относительно новому, сложилась ситуация, когда совершенно одинаковые случаи в разных городах решаются по-разному. Надо сказать, это открывает хорошие возможности для тех, кто не согласен с действиями местного социального ведомства.

Так как фактически нет надежд на то, что будут изменены соответствующие положения закона, остаётся надеяться только на то, что социальные ведомства разных городов, по крайней мере в рамках одной федеральной земли, выработают общую позицию, которая отвечала бы требованиям федерального законодательства и не оставляла бы получателей социальной помощи за чертой бедности.

Наш специалист по социальному праву

Juri Rogner*

RechtsanwaltFachanwalt für StrafrechtFachanwalt für Sozialrecht



Copyright 2022 Jordan Fuhr Meyer · Inhalt dieser Seite: Российская пенсия и социальные пособия  Impressum · Sitemap

Zentralruf: 0234-338 53-0
E-Mail-Adresse: info(at)jfm24.de

Филиалы:
BOCHUM · DORTMUND · DUISBURG · DÜSSELDORF · ESSEN · KÖLN · MARSBERG